Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out

Подписывайтесь и следите за деятельностью Федеральной службы государственной статистики в социальных сетях

Статистика общественного питания

Оборот общественного питания - выручка от продажи собственной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной обработки населению для потребления, главным образом, на месте, а также организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов населения.

Оборот общественного питания включает данные:

  • как по хозяйствующим субъектам, для которых эта деятельность является основной (56 класс ОКВЭД2),
  • так и по хозяйствующим субъектам других видов деятельности, осуществляющим продажу населению кулинарной продукции и покупных товаров для потребления, главным образом, на месте через собственные заведения общественного питания.

Оборот общественного питания приводится в фактических продажных ценах, включающих наценку общественного питания, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.

В соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот общественного питания организаций досчитывается на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами (сокрытый оборот).

Динамику оборота общественного питания характеризует индекс физического объема.

Индекс физического объема оборота общественного питания - относительный показатель, характеризующий изменение оборота общественного питания в текущем периоде по сравнению с базисным в сопоставимых ценах. Показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.

В оборот общественного питания включается стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, проданных (отпущенных):

  • работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы;
  • на дом по заказам населения;
  • на рабочие места по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • транспортным организациям в пути следования сухопутного, воздушного, водного транспорта;
  • для обслуживания приемов, банкетов и т. п.;
  • организациями общественного питания организациям социальной сферы (школам, больницам, санаториям, домам престарелых и т.п.) в объеме фактической стоимости питания;
  • по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания;
  • в учебных учреждениях, в том числе отдельным категориям учащихся на льготной основе за счет средств бюджета в объеме фактической стоимости питания.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) деятельность организаций общественного питания идентифицируется классом 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков», который включает услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без.

Определяющим фактором является сам факт предложения продуктов питания, готовых к непосредственному употреблению на месте, а не вид учреждения, их предоставляющего.

Оборот общественного питания формируется по данным:

  • сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, которое проводится с месячной периодичностью;
  • ежеквартального выборочного обследования малых предприятий (за исключением микропредприятий);
  • а также ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.

Информационной основой формирования показателя «оборот общественного питания» являются унифицированные формы отчетности, по которым представляют сведения организации всех видов деятельности.

Торгующие субъекты Форма федерального статистического наблюдения1) Периодичность наблюдения
Сплошное наблюдение
Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства
(численность более 15 человек)
№ П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров"  месячная
Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства
(численность до 15 человек)
№ П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации"  квартальная
Выборочное наблюдение
Малые предприятия
(без микропредприятий) 2)
№ ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"  квартальная
Микропредприятия 2) № МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия" 3) годовая
Индивидуальные предприниматели № 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" 3)  годовая

1) Формы федерального статистического наблюдения утверждаются приказами Росстата и находятся в открытом доступе на официальном интернет-портале  Росстата - https://rosstat.gov.ru/monitoring.

2) Отнесение к субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Индекс физического объема (ИФО) определяется путем сопоставления величины оборота в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.  Для исключения влияния цен, используется индекс-дефлятор (Д).

Формирование статистической информации по обороту розничной торговли и общественного питания (презентация)
1.18 Мб, 28.02.2024