Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out

Этапы развития Статистического регистра


При использовании материалов органа государственной статистики в средствах массовой информации ссылка на источник обязательна


Этапы развития Статистического регистра
(К 185-летию  Вятской статистики)

Статистический регистр - это база данных организаций и индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию на территории Российской Федерации. В ней идет стандартное описание каждого хозяйствующего субъекта, включаются коды по общероссийским классификаторам и статистические признаки. В настоящее время организовать проведение статистического наблюдения без Статистического регистра просто невозможно. А существовала ли такая база раньше? Как была организована работа статистиков при работе с ней?

К сожалению, до наших дней не дошла информация о том, как это было 185 лет назад в Вятской губернии, но история развития Статистического регистра Кировской области также достаточна интересна.

Первым прототипом Статистического регистра был Общесоюзный  классификатор предприятий и организаций (ОКПО). Учет юридических лиц в то время осуществлялся вручную на союзном и республиканском уровнях на основании законодательных актов СССР и союзных республик.

Структурно ОКПО состоял всего из 4-х блоков: порядкового номера объекта в ОКПО, его полного наименования и наименования конкретного местонахождения, классификационных признаков (коды министерства, территории, отрасли народного хозяйства), дополнительных данных.

Для ведения классификатора с 1977 года функционировала автоматизированная система ведения ОКПО (АСВ ОКПО). На момент ее создания в целом по Советскому Союзу числилось порядка 40 тыс. юридических лиц (для сравнения: только по Кировской области на 01.01.2020 – 30 тыс. объектов), которые предоставляли статистическую отчетность все, без исключения.

В связи с принятием законов СССР и РСФСР, закрепивших  право граждан на частное предпринимательство, в конце 80-х годов резко увеличивается число хозяйствующих субъектов.  Возникает потребность в государственной регистрации организаций местными органами власти. В скором времени, с 1 апреля 1991 года, право ведения ОКПО передается территориальным Управлениям статистики в рамках АСВ ОКПО.

В Кировской области наиболее активно работа по обеспечению полноты учета предприятий различных организационно-правовых форм началась с 4 квартала 1991 года. Налаживались связи с налоговыми и регистрирующими органами, уточнялись списки организаций в администрациях районов и городов.

Информация о присвоенных кодах в ОКПО проходила большой путь: она формировалась на магнитной ленте и ежемесячно направлялась в Главный вычислительный центр Госкомстата России, где проходила проверку, корректировалась и высылалась обратно в регионы. Только после этого ее можно было загрузить в программный комплекс для дальнейшей работы.

Время не стояло на месте, Россия начала перенимать зарубежный опыт. В соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерацией на принятую в международной практике систему учета и статистики, Госкомстатом России был создан Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), который в дальнейшем и переименовали в Статистический регистр. По своей сути он был «правопреемником» ОКПО, но содержал больше информации.  Сведения в него по-прежнему вносились вручную на основании предоставляемых учредительных документов, сначала в Карточку учета, затем непосредственно в саму базу. При этом ОКПО изменил свой статус и с 01.07.1994 вводится в практику статистического учета уже как код однозначно идентифицирующий объект учета в ЕГРПО. Он не меняет свою структуру до настоящего времени и известен всем респондентам как код ОКПО.  

С 01.07.1996 ЕГРПО расширяет свою базу посредствам учета в ней индивидуальных предпринимателей. В этом же году в Кировстате начинается установка первых автоматизированных рабочих мест по ведению ЕГРПО на районном уровне, сначала в Вятскополянском, Кирово-Чепецком и Зуевском районах, позднее в остальных районах области.

В связи со значительным увеличением числа организаций и предпринимателей, изменением требований к формированию статистической информации и методологии организации федеральных статистических наблюдений, сведений, содержащихся в базе ЕГРПО, становится недостаточно, требуется внедрение дополнительных баз данных о предприятиях.

Да и сама процедура государственной регистрации и постановки на налоговый учет хозяйствующих субъектов была достаточно несовершенной и требовала существенных затрат времени. В целях совершенствования этой процедуры принимается новый федеральный закон от 08.08.2001  № 129-ФЗ «О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а функция государственной регистрации переходит в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России). С 1 января 2004 года начинается новый этап развития Статистического регистра – этап взаимодействия Госкомстата с МНС России, автоматизации передачи информации между ведомствами, регистрации и учета хозяйствующих субъектов по принципу «одно окно».

С 27.04.2005 Статистический регистр хозяйствующих субъектов (Статрегистр Росстата) начал использоваться исключительно в статистических целях для формирования и ведения базы данных о хозяйствующих субъектах, являющихся объектами статистического наблюдения.

Позднее, возрастающие требования к информации Статистического регистра, необходимость обеспечивать на его основе решение широкого круга статистических и экономических задач, потребовали создание единого централизованного информационного ресурса - Автоматизированной системы ведения генеральной совокупности  объектов федерального статистического наблюдения (АС ГС ОФСН). Ее ведение началось с 1 марта 2016 года и осуществляется по настоящее время. Централизованная база данных Статистического регистра включает административные сведения, экономические показатели из форм отчетности, статистические признаки. Информация, предоставляемая Федеральной налоговой службой России (сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства) загружается автоматически сразу в Карточку учета хозяйствующего субъекта. Перечни респондентов по каждой форме наблюдения формируются в автоматизированном режиме по алгоритмам, разработанным на федеральном уровне.

Практически одно нажатие на кнопку и перечень организаций для проведения федерального статистического наблюдения готов. К этому мы стремимся. А пока есть с чем поработать и что совершенствовать. Потому что при таком разнообразии статистических форм и субъектов статистического учета пределов совершенству нет.

 

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области

 

Пресс-выпуск
190.34 Кб, 14.05.2020

Комментарии пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в личном кабинете или зарегистрируйте новый аккаунт на сайте Росстата

Получайте только свежую статистику Росстата

Подпишитесь на рассылку и на указанный электронный адрес мы будем присылать регулярную подборку последних новостей