Статистика розничной торговли
Оборот розничной торговли - выручка от продажи использования товаров населению для личного потребления или в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физического лица без открытия счета, посредством платежных карт (электронных денег).
Оборот розничной торговли складывается как сумма оборотов розничной торговли:
- торгующих организаций;
- индивидуальных предпринимателей вне рынка;
- объемов продажи на розничных рынках и ярмарках.
Оборот розничной торговли включает данные:
- как по хозяйствующим субъектам, для которых эта деятельность является основной (47 класс ОКВЭД2);
- так и по хозяйствующим субъектам других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров населению через собственные торговые заведения, или с оплатой через свою кассу.
Оборот розничной торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.
В соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли организаций досчитывается на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами (сокрытый оборот).
Макроструктура оборота розничной торговли отражает долю в общем обороте розничной торговли основных товарных групп:
- пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия;
- и непродовольственных товаров.
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями - выручка от розничной продажи всех пищевых продуктов, включая бутилированную питьевую воду, алкогольную продукцию, в том числе пиво и напитки, изготовленные на его основе, безалкогольные напитки, жевательную резинку, пищевые и биологически активные добавки.
Динамику оборота розничной торговли характеризует индекс физического объема.
Индекс физического объема оборота розничной торговли - относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора оборота) в текущем периоде по сравнению с базисным. Показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.
В оборот розничной торговли включаются:
- стоимость товаров, проданных по договорам комиссии (поручения или агентским договорам) по моменту продажи в размере полной стоимости товаров, включая вознаграждение;
- полная стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателям);
- стоимость товаров длительного пользования, проданных по образцам (по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
- стоимость товаров, проданных при помощи сети Интернет по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от формы расчета и времени фактической оплаты товара покупателем;
- стоимость товаров, проданных по почте; товары высылаются покупателю, который выбирает их по рекламным объявлениям, каталогам, образцам или другим видам рекламы;
- стоимость товаров, проданных через торговые автоматы;
- полная стоимость лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан бесплатно или по льготным рецептам;
- полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (угля, газа в баллонах, древесного топлива и т.п.);
- стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета, без учета стоимости доставки);
- стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
- стоимость проданной порожней тары;
- стоимость стеклянной посуды, проданной вместе с товаром (за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды) или принятой в обмен на товар;
- стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и т.п. с последующей оплатой организациям торговли предприятиями, органами социального обеспечения или др.
Не включаются в оборот розничной торговли:
- стоимость товаров, выданных своим работникам в счет оплаты труда;
- стоимость объектов недвижимости;
- стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
- стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карт, карт экспресс-оплаты услуг связи;
- стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) розничная торговля идентифицируется классом 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», который включает перепродажу (продажу без преобразования) новых и бывших в употреблении товаров для личного или бытового употребления.
Ассортимент товаров данной группировки ограничивается товарами, обычно именуемыми потребительскими товарами или товарами розничной торговли. Поэтому товары, обычно не реализуемые в розничной торговле, такие как зерно хлебных злаков, руды, промышленное оборудование и т. п. не входят в эту группировку. Вместе с тем в 47 класс включается торговля такими товарами, как персональные компьютеры, канцтовары, краски или древесина, моторное топливо, хотя эта продукция может быть не применима в личных или бытовых целях.
Традиционно используемая в торговле обработка товара не затрагивает основных характеристик товаров и может включать в себя, например, лишь их сортировку, разделение, смешивание и упаковку.
Также классом 47 идентифицируется розничная торговля посредством комиссионных торговых агентов и деятельность розничных аукционных домов.
Оборот розничной торговли формируется по данным:
- сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, которое проводится с месячной (численность более 15 человек) и квартальной (численность до 15 человек) периодичностью;
- ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий (за исключением микропредприятий) и розничных рынков и ярмарок;
- ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.
Информационной основой формирования показателя «оборот розничной торговли» являются:
- унифицированные формы отчетности, по которым представляют сведения организации всех видов деятельности;
- специализированные формы статистического наблюдения, сведения по которым представляют только торговые организации.
Торгующие субъекты | Форма федерального статистического наблюдения1) | Периодичность наблюдения | Вид формы |
Сплошное наблюдение | |||
Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства (численность более 15 человек) |
№ П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров" | месячная | унифицированная |
№ 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли" | годовая | специализированная | |
Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства (численность до 15 человек) |
№ П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации" | квартальная | унифицированная |
№ 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли" | годовая | специализированная | |
Выборочное наблюдение | |||
Малые предприятия (без микропредприятий) 2) |
№ ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" | квартальная | унифицированная |
№ 3-ТОРГ (ПМ) "Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия" | квартальная | специализированная | |
Микропредприятия 2) | № МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия" | годовая | унифицированная |
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров населению вне розничных рынков и ярмарок | № 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя" | годовая | унифицированная |
№ 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле" | годовая | специализированная | |
Граждане и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров населению на розничных рынках | № Б-1 "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на розничных рынках" | квартальная | специализированная |
1) Формы федерального статистического наблюдения утверждаются приказами Росстата и находятся в открытом доступе на официальном интернет-портале Росстата - https://rosstat.gov.ru/monitoring.
2) Отнесение к субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Скрытая экономическая деятельность в торговле образуется, в основном, за счет занижения объемов оборота торгующих организаций в текущей статистической отчетности в целях уклонения от уплаты налогов, отчислений на социальные цели и сокрытия фактических объемов импорта.
Досчет оборота торговли на величину сокрытия необходим для обеспечения объективности показателей статистики торговли.
Объем сокрытия оборота розничной торговли – это разность между фактическими объемами оборота розничной торговли и его объемом, включенным респондентами в статистическую отчетность.
Коэффициент сокрытия определяется как разность между уровнем торговой наценки, который, по мнению обследованных руководителей торговых организаций, обеспечил бы получение необходимой прибыли, и сложившимся уровнем на основе данных по форме федерального статистического наблюдения № 1-конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле», которое проводится с квартальной периодичностью в целях анализа ситуации, складывающейся в розничной торговле.