МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Обследование бюджетов домашних хозяйств
Домашнее хозяйство представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных родством, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно.
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – это совокупность денежных доходов домохозяйств, сумм израсходованных накоплений, привлеченных (заемных) средств и стоимости натуральных поступлений.
Расходы на потребление домашних хозяйств состоят из потребительских расходов, а также оценки стоимости в денежном эквиваленте натуральных поступлений продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. В расходы на конечное потребление не включается стоимость товаров, приобретенных не для потребления обследуемым домашним хозяйством.
Потребительские расходы являются частью денежных расходов домашних хозяйств, направленных на приобретение потребительских товаров и услуг. Учет производится по полной стоимости товаров и услуг, независимо от того, полностью или частично они были оплачены на момент приобретения и для каких целей они предназначались (для личного потребления или передачи другому домохозяйству). В составе потребительских расходов не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых и подсобных помещений, являющиеся инвестициями.
Натуральные поступления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (стоимостная оценка в денежном эквиваленте) – условно исчисленная стоимость: - потребленных домашними хозяйствами продуктов питания, поступивших в виде сельскохозяйственной продукции собственного производства и из других источников без оплаты (помощь родственников, в счет оплаты труда и др.). Оценка стоимости производится по средним ценам покупки аналогичных товаров; - непродовольственных товаров (со слов опрашиваемых), поступивших в домохозяйство без оплаты; - услуг, предоставленных или оплаченных (полностью или частично) работодателем (для работающих членов домашних хозяйств) в виде бесплатного питания или оплаты транспортных, жилищно-коммунальных, медицинских услуг и других за счет предприятия (организации).
Расходы на питание складываются из денежных расходов домашних хозяйств на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, расходов на питание вне дома и стоимости натуральных поступлений продуктов питания.
Расходы на алкогольные напитки включают как денежные расходы домашних хозяйств на покупку алкогольных напитков, предназначенных для личного потребления домохозяйств, так и стоимость алкогольных напитков, поступивших в домохозяйство в натуральном форме в результате собственного производства или в качестве подарка.
Расходы на непродовольственные товары состоят из денежных расходов домашних хозяйств на покупку непродовольственных товаров, предназначенных для личного потребления внутри домохозяйств, и стоимости натуральных поступлений, оцененной со слов опрашиваемых.
Расходы на услуги - это денежные расходы на оплату: пошива и ремонта одежды, обуви, услуг парикмахерских, услуг пассажирского транспорта и связи, организаций культуры, медицинских услуг, услуг в системе образования, текущего содержания и ремонта жилого помещения, жилищно-коммунальных услуг, правового характера и прочих видов услуг.
Денежные доходы и расходы
Величина прожиточного минимума С 2021 г. по настоящее время – в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ) величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Медианный среднедушевой доход - величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина - выше данной величины. Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента.
Денежные доходы населения включают оплату труда наемных работников; доходы от предпринимательской деятельности и другой производственной деятельности; социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты); доходы от собственности (дивиденды, проценты, начисленные по денежным средствам на банковских счетах физических лиц в кредитных организациях; выплата доходов по государственным и другим ценным бумагам; инвестиционный доход (доход от собственности держателей полисов); прочие денежные поступления.
Денежные расходы населения – включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, платежи за товары (работы, услуги) зарубежным поставщикам за безналичный и наличный расчет, включая сальдо трансграничной Интернет-торговли; расходы на оплату обязательных платежей и разнообразных взносов; прочие расходы населения.
К сбережениям населения относятся: прирост (уменьшение) сбережений на рублевых и валютных счетах в банках Российской Федерации и за рубежом; прирост (уменьшение) средств в форме кредитов и займов от иностранных контрагентов; прирост (уменьшение) сбережений в ценных бумагах (включая векселя и долговые ценные бумаги); расходы на покупку недвижимости (включая сальдо операций с инструментами участия в капитале и недвижимостью за рубежом); прирост (уменьшение) наличных денег на руках у населения в рублях и в иностранной валюте в рублевом эквиваленте; прирост (уменьшение) прочих сбережений. Общий объем сбережений населения корректируется на величину финансовых обязательств (кредиты, ссуды) и на величину реализации финансовых активов (средств от продажи и погашения инвестиционных паев, от реализации долей участия в уставном капитале организаций и др.).
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
Номинальный размер денежных доходов – абсолютный показатель, отражающий фактически сложившийся в отчетном периоде размер денежных доходов населения.
Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.
Реальные денежные доходы населения (в процентах к соответствующему временному периоду) – относительный показатель, характеризующий изменение денежных доходов населения в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах, который исчисляется путем деления индекса номинальных денежных доходов населения на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с границей бедности.
Правила определения границ бедности по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года № 2049.
Пенсионное обеспечение
Средний размер пенсии в реальном выражении исчисляется процентным соотношением темпа роста (снижения) среднего размера назначенных пенсий в номинальном выражении и индекса потребительских цен в соответствующем отчетном периоде по сравнению с базисным.
Заработная плата
Просроченная задолженность по заработной плате - фактически начисленная (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний) сумма заработной платы, но не выплаченная в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается, начиная со следующего дня после истечения этого срока. В сумму просроченной задолженности включаются переходящие остатки задолженности, не погашенные на отчетную дату, и не включается задолженность на внутримесячные даты (аванс).
Просроченная задолженность по заработной плате работникам из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней определяется по коммерческим, некоммерческим и бюджетным организациям независимо от статей бюджетного финансирования.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по организации является расчетным показателем и исчисляется в среднем на одного работника или на единицу отработанного ими времени.
На уровне организации средняя заработная плата может исчисляться отдельно по каждой категории работников: среднесписочной численности работников; средней численности внешних совместителей; средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Средняя заработная плата в организации рассчитывается путем деления фонда начисленной заработной платы соответствующей категории работников на среднюю численность той же категории работников (среднемесячная заработная плата) или на количество отработанных ими человеко-часов (среднечасовая заработная плата) за определенные периоды времени (период с начала года, год).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по виду экономической деятельности исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по субъекту Российской Федерации (по муниципальным, городским округам и муниципальным районам) исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников списочного и несписочного состава на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.
В фонд заработной платы включаются начисленные работникам (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Пособия и другие выплаты, получаемые работниками за счет средств государственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (средняя заработная плата) по категории работников учреждений социальной сферы и науки исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
Среднемесячные затраты на рабочую силу – сумма затрат организаций на рабочую силу, рассчитанная на одного работника в месяц.
Затраты организации на рабочую силу - это сумма вознаграждений в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, расходы организации, связанные, в частности, с обеспечением работников жильем, профессиональным обучением, культурно-бытовым обслуживанием, социальной защитой, включая расходы на пенсионное, медицинское и другие виды страхования, командировочные расходы, а также налоги и сборы, связанные с использованием наемной рабочей силы.
Оплата труда работников государственных органов и органов местного самоуправления
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий - включает категории персонала: государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, сотрудники, имеющие специальные звания, специалисты и другие служащие (технические исполнители, обеспечивающие деятельность гражданских (муниципальных) служащих), а также персонал по охране и обслуживанию зданий.
Законодательные органы - группировка включает органы законодательной власти Российской Федерации (федеральные регионального уровня и субъектов Российской Федерации) и представительные органы муниципальных образований.
Исполнительные органы - группировка включает органы исполнительной власти Российской Федерации (федеральные регионального уровня и субъектов Российской Федерации) и местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).
Органы судебной власти и прокуратуры - группировка включает органы судебной власти и прокуратуры Российской Федерации (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, органы прокуратуры (включая транспортные и специализированные), Следственное управление, Управление Судебного департамента (включая мировых судей).
Другие органы - другие государственные органы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, образованные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для решения вопросов государственного значения; контрольные органы муниципальных образований; иные органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований, образованные в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления для решения вопросов местного значения.
Социальная поддержка и субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - скидка или денежная выплата, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством определенным категориям граждан, в том числе совместно с ними проживающим членам их семей (если это предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством).
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилья и коммунальных услуг – общая численность всех категорий граждан, которым предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Носители социальной поддержки - граждане, имеющие право на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
Объем средств, предусмотренных на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - объем средств, предусмотренных на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг из разных уровней бюджета.
Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя рассчитывается как отношение объема средств, предусмотренных на предоставление социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, к числу граждан, пользующихся социальной поддержкой, и деленное на число месяцев отчетного периода.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются адресным видом социальной помощи и предоставляются гражданам учреждениями социальной защиты населения в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Число семей, получавших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - число семей, получавших субсидии в денежной форме в течение отчетного периода.
Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью рассчитывается делением суммы начисленных субсидий населению на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за отчетный период на общее число семей, получавших субсидии на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, и на число месяцев отчетного периода.