О потребительском рынке Кировской области в январе - сентябре 2023 года
При использовании материалов органа государственной статистики в средствах массовой информации ссылка на источник обязательна
Рынок товаров: курс на восстановление
Позади 9 месяцев 2023 года. Несмотря на санкции, подорожание продуктов, усложнение логистики, ограниченную покупательскую способность и прочие негативные факторы, рынок товаров постепенно восстанавливается.
Оборот розничной торговли Кировской области в январе - сентябре 2023 года увеличился на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 205,2 млрд рублей. Рост был обеспечен увеличением объема продаж непродовольственных товаров (на 7,6%) при снижении оборота пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (на 2,2%). Непродовольственный сектор вновь занял в структуре оборота розничной торговли преобладающую долю (51%).
В последнее время большую популярность приобретает онлайн-торговля. Интернет-магазины, предлагая покупателям возможность дополнительно сэкономить, демонстрируют стабильный рост продаж. Объем электронной торговли в области по итогам 9 месяцев 2023 года составил 14,3 млрд рублей, что почти в 1,5 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Доля онлайн-продаж в общем объеме розничной торговли увеличилась за год с 4,8% до 7%. Почти три четверти всего оборота интернет торговли сформировали наиболее популярные у жителей региона ритейлеры - Wildberries, DNS, Ситилинк, Ozon, Леруа Мерлен, Самокат и Lamoda.
В области остаются востребованными и сетевые магазины. Оборот розничных торговых сетей составил 99,6 млрд рублей или 109,5% к уровню января-сентября 2022 года, сформировав почти половину (48,5%) общего оборота розничной торговли.
Среди широкого ассортимента товаров, представленных на прилавках сетевых магазинов, покупатели традиционно отдавали предпочтение продуктам питания, напиткам и табачным изделиям, их доля в обороте торговых сетей составила 65,7%. Лидерами в продовольственном секторе являлись сети магазинов «Магнит», «Пятерочка» и «Система Глобус».
На непродовольственные товары, реализованные через торговые сети, приходилось около трети (34,3%) оборота, этот сегмент по темпам роста значительно опережал продовольственный (121,2% и 104,3% к аналогичному периоду 2022 г. соответственно). Лидерами по объемам продаж непродовольственных товаров в области стали сети магазинов «Магнит», «Леруа Мерлен», «DNS».
В регионе активно функционируют сетевые компании из других субъектов РФ: в 44 муниципальных районах, муниципальных и городских округах работают магазины «Магнит», в 42 - «Бристоль», в 35 - мясокомбината «Звениговский», в 32 - «Пятерочка», в 24 - «Красное&Белое», в 15 - «Светофор». Вместе с тем, среди жителей области пользуются спросом магазины региональных торговых сетей: на их долю приходится 17,1% всего сетевого оборота. Региональными лидерами являлись сети магазинов «Система Глобус», «Живи вкусно» и «Кировский».
В современных условиях всем игрокам рынка приходится прикладывать немало усилий, чтобы преодолевать возникшие сложности. На примере ритейла можно увидеть доказательство одного из важнейших законов экономики: если есть спрос, всегда будет возможность создать предложение.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области