Бердникова Елена Аркадьевна
В органы государственной статистики я была принята на должность статистика 13 мая 1938 г. в сектор промышленности.
1 августа 1939 г. была переведена из статистиков в экономисты, а 16 марта 1942 г. была переведена на должность ст. экономиста промсектора.
Занималась сбором отчетности от промышленных предприятий и подведением итогов производства по отдельным изделиям и отраслям.
Отделом промышленности раз в три года проводилась перепись мелкой промышленности. К мелкой промышленности относились все промышленные производства при колхозах, совхозах, лесхозах и т.д.. Это были тысячи мелких производств, например, маслобойки, крупорушки, мельницы, кузницы, лесозаготовки и т.д. Перепись - это была большая, кропотливая работа, требующая внимания и ответственности.
Вопрос о привлечении женщин служить в войсках назрел в начале 1942 года. Речь, конечно, шла не об отдельных добровольцах, а о тысячах людей. Решено было привлечь женщин к обслуживанию номеров приборных и дальномерных расчетов в зенитной артиллерии, телефонистками, радистками, разведчицами, прожектористами и т. д.
Непросто было в условиях войны быстро перестроиться легкой промышленности на изготовление новых моделей военной одежды соответствующих ростовок и, конечно, иной номенклатуры.
Привлечение женщин в действующие войска позволило высвободить значительное число мужчин для пополнения фронтов.
Я была призвана в армию 9 апреля 1942 года и была определена в зенитную артиллерию на должность прибориста Московского ПВО.
Обмундирование, которое мы получили, оказалось слишком большим, для меня в частности. Нам для подгонки его отводилась только неделя. Шинель мне помогли перешить товарищи по службе.
После этого в течение месяца обучали нас по ускоренной программе, тренировали в выполнении лишь самых необходимых приемов боевой работы. Кроме занятий нами одновременно велись строительные и земляные работы (строили землянки, кухню и другие подсобные помещения). На нас зенитчиков-артиллеристов была возложена почетная обязанность - защищать Москву.
Неизгладимое впечатление произвело на меня принятие присяги (17 мая 1942 года). На нас возлагалось выполнение воинского долга, безукоризненное несение службы, мы должны были все выдержать, выстоять.
Помню, как в июне 1942 года, энергичную попытку прорваться к Москве предприняли неприятельские бомбардировщики, но это попытка была для них неудачной. Иногда чуть ли не всю ночь гудели 1 - 2 самолета, в зону зенитного огня они не входили, но вся система ПВО вынуждена была находиться в боевой готовности.
Когда начинало смеркаться, приходилось наблюдать работу аэростатчиков. Над крышами домов показывались то тут, то там огромные серебристые баллоны. Они всплывали все выше и выше, вытягивая за собой в поднебесье сотни метров тонкого, но крепчайшего, стального троса. На высоте 4,5 - 5 километров над городом всю ночь плавали аэростаты, тросы которых создавали непроходимую самолетов сеть.
Помню еще июль 1942 года. Посты сообщали о появлении в воздухе самолета. В ярком летнем небе цель была отлично видна с земли. Зенитная артиллерия открыла стрельбу, но снаряды рвались с недолетом. Противник, походив над городом, развернулся и ушел. Однако на следующий день прилетел снова. Вести по нему огонь нам запретили, так как мы не располагали тогда орудиями, способными вести огонь на такую высоту (12 тыс. м). На третий день он появился, как по расписанию, в то же время. Это был разведчик Ю-86 (Юнкерс-86).
В течение всего 1942, 1943 и половины 1944 годов приходилось отражать налеты неприятельских бомбардировщиков, пытавшихся прорваться к Москве, но они терпели ли полное поражение. Зенитная артиллерия успешно выполняла свои обязанности, не пропуская ни одного самолета.
Был и такой случай, когда один сбившийся с пути немецкий бомбардировщик попал в обстрел нашей батареи и был сбит. Это было в июне 1943 года.
За высокую боеготовность наше полковое командование в знак благодарности пошило нам женщинам новое обмундирование (гимнастерки песочного цвета и синие юбочки). Это было оригинально.
А с июля 1944 года и до окончания войны уже ни один вражеский самолет не входил в воздушное пространство Особой Московской армии ПВО.
К концу 1944 года война откатилась далеко на запад, и нас чаще стали приглашать на салют в Москву. Мы от поездки были всегда в восторге. Нам разрешали погулять по улицам, население города нам одобрительно улыбалось.
После демобилизации в мае 1945 года я вернулась на работу в Статуправление, в сектор промышленности на должность старшего статистика (приказ № 120 от 29.05.45).
В послевоенный период перед органами государственной статистики встали новые задачи, и роль статистики в период восстановления и развития народного хозяйства еще более возросла.
В связи с этим в 1948 году управление статистики при уполномоченном Госплана СССР по Кировской области было преобразовано в статистическое управление Кировской области.
До 1957 года статистическое управление области не получало и не разрабатывало телеграфную отчетность по промышленности. Эта отчетность сводилась в министерствах и ведомствах и представлялась непосредственно в ЦСУ РСФСР. Статистическое управление области получало от предприятий и организаций только почтовые отчеты, которые разрабатывались в более поздние сроки.
В связи с этим в 1957 году была централизована статистическая отчетность по промышленности и организована машиносчетная станция.
Применение вычислительной техники открыло широкие возможности для своевременного получения полноценной статистической информации по промышленности
В этот же период начинают издаваться сборники, бюллетени, в которых сектор промышленности принимал активное участие, а также мы принимали участие в проверках промышленных предприятий.
По годовым разработкам писались обзорные письма, это улучшало постановку первичного учета и отчетности на предприятиях.
В 1971 г. я возглавила отдел промышленности. Коллектив, руководимый мной, успешно справлялся с выполнением плановых работ по статистике. По многим к работам нашему отделу ЦСУ РСФСР давало хорошие оценки. Работники отдела обладали высокой работоспобностью, и результат был налицо.
Окончила без отрыва от производства заочный Статистический техникум ЦСУ СССР. Ветеран труда, награждена значком ЦСУ СССР "Отличник социалистического учета", медалью "За доблестный труд". Почетными грамотами Госкомстата, занесена в Книгу Почета, имею много благодарностей, орден Отечественной войны II степени, медали, ветеран I корпуса Московского ПВО.